Архитектура в детских дошкольных учреждениях
Для восполнения недостатка площадей, существующих в детских садах, могут
применяться и другие методы. Благодаря динамике развития строительства новых садов, в
последнее время очередь в д.у. г.Москвы стремительно сокращается. Уже сейчас в ряде
московских районов спрос на места в детских садах полностью удовлетворен. Если еще
учитывать демографический прогноз, согласно которому количество детей дошкольного
возраста в ближайшем будущем будет сокращаться, то очевидно, что часть групповых
помещений может быть не востребована. Это дает возможность отдать
высвобождающиеся площади для организации недостающих функциональных зон.
Скажем, групповая комната для занятий может быть переоборудована в
многофункциональное пространство, комнату для дополнительного образования или
игровую зону, которое может использоваться по расписанию всеми группами сада. В
отдельных осуществлённых типовых проектах есть возможность осваивать площади
транзитных пространств, вплоть до обустройства зон для кратковременного пребывания:
обучения и игр. Опыт создания многоцелевых пространств активно внедряется в
европейских детских учреждениях, в разумных пределах он может быть внедрен и в
России.
Проблема организации среды детского сада приобрела в последние годы особую
актуальность. Благодаря политике московского правительства, социальным программам,
нацеленным на повышение качества жизни горожан, в последние годы заметно
активизировалось строительство новых детских садов. К 2015 году есть планы
ликвидировать очередь в детские сады, а в некоторых районах Москвы уже сейчас спрос
на места уже удовлетворен. На фоне увеличения количественного показателя, однако,
качественный показатель, относящийся к содержанию и интерьерам, оказывается не на
высоте. По многочисленным отзывам работников детских учреждений, специалистов-
дизайнеров, да и самих родителей, интерьерная среда сдаваемых в эксплуатацию детских
садов не соответствует требованиям времени. Цель - поиск новых идей в ин-
терьере, связанных с современным образовательным процессом, выработка подходов
взаимодействия с архитектурой, визуального исправления недостатков устаревшей
типовой архитектуры.
В рамках выполнения анализа существующей проектной ситуации были обследованы
помещения детских садов. Здания этих садов являются одними из
наиболее массово реализованных проектов московских дошкольных учреждений
последних десятилетий. Были проведены встречи с руководителями и работниками этих
учреждений и получена первоначальная информация для выполнения работы. По итогам
встречи был выявлен ряд недостатков, связанных с объемно-планировочной структурой
зданий типовых садов и выявлены некоторые пути исправления этих недостатков. В связи
с тем, что рассматриваемые сады по сути представляют собой типовые проекты 70-х, 80-х
годов или незначительно переработанные их версии, их интерьеры во многом не
соответствуют современным функциональным и эстетическим требованиям. Внутренние
пространства не обладают достаточной гибкостью и возможностями трансформации
помещений, имеют низкий потенциал планировочной реконструкции. Протяженные
проходные зоны без естественного освещения производят тягостное впечатление.
Пространства групповых ячеек в этом проекте не обладают достаточной гибкостью и
возможностями трансформации помещений. Исследуемые проблемные зоны данного типа
– протяженные ломанные по конфигурации коридоры, открытые лоджии, которые по
факту не используются из-за суровых климатических условий. Выявлена нехватка
площадей для складских зон, костюмерных, кабинетов для дополнительного образования
и т.д. В качестве выхода из положения в ряде случаев напрашивается вывод о
необходимости остекления открытых для создания там необходимых функциональных
зон. Примеры стеклянных перегородок показывают, что их разумнее использовать как
полноценные отапливаемые помещения, и за счет этого восполнять недостаток площадей.
Интерьеры данного типа во многом не соответствуют современным функциональным и
эстетическим требованиям. Выявлена нехватка площадей для групповых комнат и
общественных зон. Отсутствуют многие функциональные зоны, востребованные в
настоящее время; нет возможности трансформации и развития многих пространственных
сценариев. Не предусмотрены зоны для дополнительного образования, складские
помещения, методический кабинет, комнаты для психолога и т.д. Физкультурный и
музыкальные залы совмещаются в одном пространстве, что значительно усложняет
организацию интерьера и сужает круг мероприятий как спортивной, так и музыкальной
направленности.
Выход – переоборудование отдельных групповых ячеек и создание пространств многоцелевого назначения. Разработка вариантов трансформации, обеспечивающих весь спектр образовательных, музыкальных и спортивных функций в едином пространстве.
Пребывание в детских садах должно развивать все составляющие человека: физиологию,
ум, психо - эмоциональное состояние, творчество. Все факторы изменения мира должны
найти свое отражение в архитектурном образе и предметно-пространственной среде
детского сада. Предметное наполнение должно разрабатываться с учетом новых
педагогических требований.
Существующая схема зонирования на рабочую и игровую зоны в групповых помещениях
подразумевает командную игру, в то время как многие дети ищут уединения.
Заведующие высказывали пожелания более сложной организации пространства,
включающие как зоны для игры большого количества детей, так и отдельные зоны для
игры 1-3 человек.
Безрамные раздвижные, трансформируемые перегородки LUMON, в
настоящее время применяются очень редко (раздвижные перегородки-жалюзи), но имеют
большой потенциал зонирования пространства, при необходимости большое пространство
превращают в ряд изолированных комнат. Отмечено, что безрамное остекление /
перегородки, изначально заложенные в архитектурный проект, заменяются в процессе
эксплуатации другими.
Стеклянные светопрозрачные безрамные конструкции соответствуют
характеру любого интерьера.
В оформлении интерьеров должны применяться только качественные материалы.
Крайне положительным моментом являются поправки, относящиеся к спальной комнате.
Благодаря возможностям трансформируемой мебели, спальную комнату можно
использовать как дополнительное пространство для занятий, и, наоборот, в групповой
комнате может быть выделена зона для сна:
«Допускается использовать групповую для организации сна с использованием выдвижных
кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем.
Спальни в период бодрствования детей допускается использовать для организации
игровой деятельности и образовательной деятельности по освоению основной
общеобразовательной программы дошкольного образования. При этом должен строго
соблюдаться режим проветривания и влажной уборки: в спальне должна быть проведена
влажная уборка не менее чем за 30 минут до сна детей, при постоянном проветривании в
течение 30 минут»
Сама спальная зона может теперь объединяться с «групповой» с возможностью изоляции
раздвижными перегородками.
Разработка проектов имеет ряд особенностей. Проект, как правило, разрабатывается для
конкретного места и для конкретного заказчика, будь то отдельный муниципалитет или
иное учреждение. Здания и предметное наполнение разрабатываются архитекторами в
сотрудничестве с педагогами и психологами. В центре внимания проектировщика
потребности детей, для которых и предназначены помещения, мебель и окружающее
пространство детского сада.
Функциональные, конструктивные и эстетические качества архитектуры, а именно польза,
прочность и красота, тесно взаимосвязаны. От конструкционного решения во многом
зависят и эстетичность произведений архитектуры.
Безрамное остекление LUMON 6T не только прочное, но и безопасное.
Архитекторы продолжают оставаться в авангарде инноваций, причем едва ли не
важнейшим вектором развития являются сегодня «инновационные технологии».